На главных проспектах Петербурга наблюдается один из самых низких уровней вакантности площадей за последние несколько лет. Срок экспозиции свободных помещений сокращается с нескольких месяцев до нескольких дней. А вот владельцам ТРЦ привлечь арендаторов значительно сложнее.
Два года назад, когда зарубежные бренды массово покидали российский рынок и закрывали свои торговые точки, звучало немало заявлений о том, что отечественные компании не смогут в полной мере заполнить возникающую пустоту. Однако сегодняшняя картина стрит–ретейла говорит об обратном. Хотя и о том, что рынок полностью восстановился до уровня 2019 года, который сейчас принято считать эталонным, говорить пока рано.
Назад, к рекордам
С начала 2024 года в Петербурге отмечается ажиотажный спрос на помещения формата стрит–ретейл со стороны арендаторов. Подсчёты разных консалтинговых компаний различаются в деталях, однако свидетельствуют об одних и тех же тенденциях.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко говорит, что это приводит к росту арендных ставок при минимальном уровне вакантности. Освободившиеся помещения занимаются снова буквально в течение нескольких дней. Например, на Невском проспекте фиксируется довольно ограниченное предложение вакантных торговых площадей (4,4%, по данным NF Group) в сочетании с активной ротацией арендаторов.
"В локации поддерживается высокий уровень интереса, особенно в сегменте общественного питания, а также торговли одеждой и обувью. Мы ожидаем, что до конца 2024 года доля вакантных площадей на центральных торговых коридорах Петербурга сохранится на уровне 5–7%. Это достаточно низкий показатель, который станет следствием высокого спроса", — уточняет Анна Лапченко.
По данным Nikoliers, на конец III квартала текущего года средний уровень вакансии на ключевых торговых коридорах Петербурга составил 4,7%, приблизившись к историческому минимуму за последние 5 лет. На Невском проспекте этот показатель снизился до уровня 2019 года и составил 3,2%. На данный момент предложение в этой локации составляет менее 10 помещений.
"На основных торговых коридорах насчитывается чуть более 40 свободных помещений. С января по сентябрь зафиксировано 77 открытий против 71 за аналогичный период 2023 года. При этом ротация арендаторов за III квартал к прошлому кварталу составила 39%, что свидетельствует об активности ретейлеров", — замечают в Nikoliers.
Пусто не бывает
Директор департамента исследований рынка Maris Алёна Волобуева оценивает ситуацию чуть более критически, хотя и подтверждает, что на Невском проспекте сейчас один из самых низких показателей объёма вакантных площадей в городе. Однако число пустующих помещений, по оценке компании, ещё превышает показатель допандемийного 2019 года и составляет порядка 35 объектов. В целом вокруг Невского проспекта наблюдался высокий уровень деловой активности: на него пришлось порядка 45% валового объёма спроса на аренду помещений в первом полугодии.
"Активность арендаторов на центральных торговых коридорах обусловлена прежде всего ростом туристического потока в регионе, увеличением длительности периода высокого туристического сезона. По предварительным оценкам, по итогам III квартала сезонный фактор роста вакантных площадей будет менее выражен, нежели в предыдущие постпандемийные годы", — отмечает Алёна Волобуева.
В связи с тем, что большинство помещений занято, в первом полугодии уровень деловой активности на рынке торговых площадей был ниже аналогичного периода 2023 года. Число новых открытий на центральных торговых коридорах, по данным Maris, сократилось на 51%, число закрытий — на 52,9% относительно показателей первого полугодия 2023–го. Тем не менее сальдо прироста резидентов по итогам первых 6 месяцев оставалось положительным — число новых открытий на 42,4% превысило число закрытий.
Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов добавляет, что активное заполнение помещений на главных улицах идёт за счёт увеличения спроса со стороны российских брендов, а также кафе, ресторанов и шоурумов, которые заинтересованы в премиальных локациях. По его оценке, в среднем по главным торговым улицам вакансия в этом году снизилась до 5–6%. Тренды задаются предпочтениями потенциальных клиентов и покупателей — всё чаще они ищут не просто товары или услуги, а эмоции и впечатления. Это вынуждает арендаторов инвестировать в антураж помещений, что априори увеличивает средние сроки аренды.
"Спрос и предложение на рынке аренды коммерческой недвижимости на главных торговых коридорах Петербурга сейчас относительно сбалансированы. На Петроградской стороне спрос превышает предложение. Сейчас количество свободных площадей здесь на уровне 6–7%, однако оно активно сокращается из–за большого интереса к открытию магазинов в этой локации. Дальнейшее сокращение свободных площадей может спровоцировать более активный рост арендных ставок", — отмечает Юрий Изосимов.